/
Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге в программах 1С
/
 

Система внутреннего контроля (СВК) при организации налогового мониторинга в программах 1С

Евгений Грибков
В настоящей статье специалисты ВЦ «Раздолье» проанализировали, как в программах 1С реализованы новые требования нормативных актов об организации системы внутреннего контроля (СВК). Данные требования в первую очередь важно использовать предприятиям, перешедшим на Налоговый мониторинг.
Опубликованный 01.06.2021 года приказ ФНС России от 25.05.2021 года ЕД — 7−23/518@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля» вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, но не ранее 01.07.2021 года. В соответствии с положениями данного документа система внутреннего контроля организации (CDR) должна обеспечивать правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в отчетности; соблюдение законодательства РФ в процессе хозяйственной деятельности; своевременно выявлять, исправлять, предотвращать ошибки (искажения) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности. Основные требования законодательства к системе внутреннего контроля (СВК) и управления рисками (УР) реализованы в продуктах линейки «1С:Управление холдингом».

То есть, произошедшие изменения законодательства в части системы внутреннего контроля и управления рисками (СВК и УР) утверждают требования к организации системы внутреннего контроля и перечень форм для заполнения организациями и представления их в дальнейшем налоговому органу.

Основные требования законодательства к СВК и УР в полной мере реализованы в продуктах линейки «1С: Управление холдингом», «1С ERP. Управление холдингом», «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Подсистема «Управления рисками» продуктов линейки «1С:Управление холдингом» соответствует основным требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 ЕД — 7−23/518@ и позволяет выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управления рисками; вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России; формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России; анализировать информацию по рискам и СВК.

Функции подсистемы «Управление рисками» представляет собой следующие возможности для пользователей:
  • регистрации рисков, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков;
  • планирования и регистрации контрольных процедур по предупреждению рисков;
  • планирование реакций на инциденты — мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;
  • регистрацию инцидентов и реакции них;
  • анализ информации о рисках в контрольных процедурах, инцидентах;
  • заполнения и отправки регламентированной отчетности.

Рисунок 1. Форма регистрации риска

Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по организации налогового мониторинга, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:

Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.
Рисунок 2. Уровень риска и категория ущерба

Для всех рисков при регистрации указывается дополнительная информация, а также описываются причины и последствия рисков.

При регистрации риска в документе можно перейти:
  • к перечню контрольных процедур;
  • перечню реакций на инциденты;
  • настройкам использования шаблонов мероприятий.

Работа по зарегистрированным рискам может вестись по двум направлениям – превентивное выполнения предупредительных мероприятий (контрольных процедур), которые помогут избежать риска, регистрация случившихся инцидентов (реализованных рисков) и мероприятий по их устранению.

При регистрации инцидента пользователь указывает реализовавшийся риск, информацию о нем. А также его последствия. Далее регистрируется мероприятие по устранению последствий инцидента.

Рисунок 3. Форма инцидента

При регистрации превентивных контрольных процедур сначала создается шаблон мероприятия (контрольной процедуры) и далее, на его основании, создается экземпляр проведенного мероприятия (контрольной процедуры). При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) к рискам, учитываемым в налоговом мониторинге, обязательно указывается флажок «учитывается в налоговом мониторинге».
Рисунок 4. Шаблон мероприятия контрольной процедуры

Шаблоны мероприятий контрольной процедуры содержат её заполненные реквизиты, определяют периодичность её проведения, и упрощают ручное и автоматическое создание контрольной процедуры. При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) на вкладке «Стадии» можно указать детализацию по стадиям выполнения мероприятия с указанием содержания, ожидаемых документов и длительности стадии. А на вкладке «Принадлежность» можно указать риск, к которому данная контрольная процедура относится.

При создании контрольной процедуры указывается ранее созданный шаблон контрольной процедуры. Регистрация контрольных процедур предусматривает для пользователей ряд возможностей по её подробному описанию, отражению результатов выполнения с приложением подтверждающих документов.
Рисунок 5. Мероприятие

Участники контрольной процедуры персонализированы, они могут добавлять в текстовые поля отчеты о результатах мероприятий, видеть список мероприятий, в которых текущий пользователь является исполнителем.

Регламентированная отчетность по системе внутреннего контроля (СВК) и управления рисками в рамках налогового мониторинга формируется в разделе «корпоративные налоги», «сервис», «1С-отчетность», «уведомления» и отправляется пользователем в налоговый орган.
Рисунок 6. Отчетность по рискам

Раскрытие информации о системе внутреннего контроля может быть представлено в различных форматах (очень популярным является "Витрина налогового мониторинга"). В удобном для себя варианте организация позволяет налоговому органу проверить комплексное исполнение процессов внутреннего контроля участника налогового мониторинга. Налоговый орган анализирует риски организации и оценивает эффективность работы СВК налогоплательщика по выявлению и предотвращению рисков. Результаты этой работы являются основой для планирования проверок, определяют их метод (сплошной или выборочный) и массив необходимых документов. Стандартизация форм документов и утверждение XML форматов обмена данными, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков позволят автоматизировать передачу документов между налоговыми органами и участниками налогового мониторинга.

Система внутреннего контроля должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:

  • до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимализации негативного воздействия событий, факторов, способных повлиять на достижение целей организации;
  • в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений;
  • после завершения бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов плановым показателям.
Рассматриваемый приказ приводит сроки предоставления необходимой информации в налоговый орган. Информация, раскрываемая налоговому органу в соответствии с приложениями №1-4, 7, 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, предоставляется за отчетные периоды, наступившие после 01.01.2022 года.

Новые требования приведут нормативно правовые акты ФНС России в соответствии с положениями главы 14.7 части 1 налогового кодекса РФ.

Внимание, коллеги!

В 2023 году все участники режима Налогового мониторинга и вступающие в режим с 01.01.2024 должны организовать и протестировать интеграцию своей информационной системы с АИС "Налог-3".


Интеграция может быть осуществлена на базе решения "ГНИВЦ: Налоговый мониторинг" (дополнение к 1С:НМ, 1С:ERP.УХ, 1С:УХ 8) для взаимодействия с АИС "Налог-3".


! Обращаем внимание, что этот программный продукт ТРЕБУЕТ настройки.

Пишем, потому что наши заказчики уже столкнулись с тем, что только покупки решения для запуска недостаточно. На настройку нужно заложить ещё и ВРЕМЯ Ваших специалистов.


Также напоминаем, что при покупке модуля в ВЦ "Раздолье", настройку, подключение и тестирование обмена с ГНИВЦ (ФНС) вы получаете БЕСПЛАТНО. Тестовую передачу данных нужно осуществить до конца 2023 года.


Стоимость модуля едина у всех партнеров фирмы "1С": 1.800.000 руб.


Позвоните, чтобы связаться с нами: 8 (495) 229 44 04 info@razdolie.ru


P.S. Если вам только предстоит переход на систему Налогового мониторинга, стоимость настройки витрины для вашей компании мы рассчитаем за сутки. Достаточно заполнить любую из анкет по ссылкам ниже.



Анкета ВЦ "Раздолье"для оценки стоимости проекта по организации доступа Налогового органа к данным предприятия в рамках перехода на режим Налогового мониторинга (google.docs)



Анкета "Налоговый мониторинг: экспертное внедрение" ( на сайте razdolie.ru)

Бесплатный экспресс-аудит
Оценим готовность вашей компании к переходу на налоговый мониторинг.
Рассчитаем план проекта с точными сроками и стоимостью работ:

— 1 рабочий день
— Анализ документации и учетной системы
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Контакты
Адрес
Москва, проспект Мира,
д. 101, стр. 1, офис 614
Время работы офиса
Пн—Пт c 9:00 до 18:00
Сб, Вс — Выходной
Электронная почта
  • Евгений Грибков
    Руководитель направления
    8 (495) 229-44-04
  • Вера Пикурен
    Руководитель проектов
    8 (495) 229-44-04
Статусы ГК «Раздолье»
В компании разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
Входим в ТОП-5 ведущих партнеров фирмы «1С» в России, со статусом «Центр ERP»
Официальный
партнер «Фирмы 1С» с 2000 г
Профессиональный уровень сотрудников компании — более 150 сертификатов фирмы «1С» в области автоматизации предприятий и оказанию консультационных услуг по внедрению ПО «1С:Предприятие»
Ведущий «Центр компетенции по бюджету» и «Центр сопровождения» в Ульяновске
В 2017 году нам присвоен статус «Центр реальной автоматизации 1С»