/
Налоговый мониторинг, опыт перехода крупного предприятия
/
 

Переход на налоговый мониторинг. Опыт крупного предприятия

Евгений Грибков
Предлагаем Вашему вниманию статью о реальном процессе перехода на режим Налогового мониторинга с 2021 года, о том, как осуществлялся переход, о том какие выгоды к настоящему моменту получило предприятие.


1. Почему решили переходить? Были ли сомнения? Что окончательно убедило?Переход на налоговый мониторинг. Опыт крупного предприятия

Налоговый мониторинг — новая и достаточно молодая форма взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Появившись в 2005 году в Нидерландах в качестве эксперимента «Программа горизонтального мониторинга» оказалась весьма успешной и востребованной во многих странах как взаимовыгодный инструмент, основанный на принципиальном изменении в работе налоговых служб — переход от вертикального контроля (т.е. налоговых проверок) к горизонтальному, основанному на взаимном доверии, прозрачности и риск-ориентированном подходе.

В России применение горизонтального мониторинга было начато в 2012 году также в качестве эксперимента, а с 2015 года он получил официальный статус «форма налогового контроля» и под названием «Налоговый мониторинг» стал доступен всем налогоплательщикам, соответствующим суммовым критериям*, изложенным в п. 3 ст. 105.26 Налогового Кодекса РФ.

Однако первоначально большого интереса у российских компаний организация налогового мониторинга не вызвал. У нашего предприятия целесообразность перехода на него также достаточно долго вызывала сомнения, поскольку помимо выгод и преимуществ переход на новую форму налогового контроля имел целый ряд сложностей и недостатков:
Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по переходу на налоговый мониторинг, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако, по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга как системы внутреннего контроля к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:

1. Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.
2. Системное развитие нормативной базы по налоговому мониторингу, в том числе принятие «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р) и Директивы Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.


2. Как выстроили план перехода? Что не учли? Что можно посоветовать тем, кто только начинает этот путь?

Организация налогового мониторинга была разделена на четыре этапа, реализация которых происходила последовательно-параллельно. Ниже приведен итоговый график проекта (с учетом переносов сроков):

1 этап: Определение параметров участия

одготовительный этап, на котором были приняты ключевые решения, определившие дальнейший ход проекта:
  • Выбрана дата перехода.
  • Выбран способ информационного взаимодействия.
  • Определен подход к степени соответствия ИТ-систем и СВК требованиям налоговых органов.
Результатом этого этапа стало:
  • Формирование рабочей группы проекта, в которую вошли сотрудники бухгалтерии, внутреннего аудита, юридической и ИТ службы, а также привлеченные внешние консультанты.
  • Составление Плана мероприятий по подготовке перехода на налоговый мониторинг («Дорожной карты»), включая сроки и очередность выполнения работ.

2 этап: Диагностика ИТ-систем, систем учета, СВК

Этот этап представлял собой продолжение подготовительных мероприятий и включал в себя проведение инвентаризации и оценку на предмет соответствия требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге:
  • существующих ИТ-систем и СВК, включая анализ локальных нормативных документов,
  • существующей системы ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности и регистров налогового учета, включая оценку достаточности существующих аналитик и степени автоматизации формирования отчетности и налоговых регистров
Результатом этого этапа стала:
  • разработка перечня мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ИТ-систем, СВК, системы ведения учета и формирования отчетности с целью достижения минимально необходимого уровня, соответствующего требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге.

3 этап: Подготовка и согласование РИВ и прочих документов

Действующее российское законодательство предоставляет участникам налогового мониторинга достаточно широкий выбор используемых информационных систем, порядка доступа к ним, защиты передаваемой информации, подходов к организации внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и многих других вопросов. На выбор есть также различные форматы взаимодействия. Мы выбрали в качестве удобного для себя варианта витрину налогового мониторинга.

Поэтому данный этап являлся ключевым, т.к. здесь были определены правила и особенности взаимодействия предприятия с налоговыми органами, которых обе стороны обязаны придерживаться в процессе налогового мониторинга.

Результатом этого этапа стали согласованные с налоговыми органами проекты:
  • Регламента информационного взаимодействия с налоговыми органами (РИВ),
  • Документов о системе внутреннего контроля (СВК), предоставляемых вместе с Заявлением о организации налогового мониторинга.

4 этап: Настройка и доработка ИТ-систем, учета и СВК

Этот этап являлся завершающим и стал самым продолжительным и затратным. Мероприятия по его реализации были выделены в три отдельных проекта:
  • Нормализация налогового учета (проект бухгалтерии):
    • доработка учетных процессов,
    • автоматизация и доработка учетных систем,
    • актуализация внутренних нормативных документов.
  • Доработка СВК (проект внутреннего аудита и финансовой службы):
    • доработка внутренних нормативных документов,
    • доработка контролей и процедур.
  • Разработка аналитической Витрины данных для налогового мониторинга (проект ИТ):
    • настройка Витрины данных, подключение к ней ИФНС,
    • подготовка учетных систем к интеграции с Витриной данных.
Результатом этого этапа стало:
  • Предоставление налоговым органам доступа к информационной системе (Витрине данных), содержащей весь объем учетных данных от налоговой декларации до первичного документа, а также документов и отчетности по СВК.
В целом наш план перехода оказался правильным и эффективным, ошибку мы совершили только одну — недооценили масштаб предстоящей работы. В результате уже на подготовительном этапе год перехода на налоговый мониторинг был изменен с 2020 на 2021, а в процессе разработки Витрины данных пришлось дважды корректировать Дорожную карту для переноса на более поздний срок ее демонстрации и подключения налоговых органов.

Предприятиям, которые только задумываются о переходе на налоговый мониторинг, можем посоветовать следующее:
  • Трезво оценивать свои силы, ставить реальные сроки и задачи.
  • Помнить о том, что налоговый мониторинг базируется на открытости и взаимном диалоге. Поэтому первое, что надо сделать — обсудить свои планы с сотрудниками налоговых органов. Они готовы к общению, могут предоставить всю необходимую информацию и оказать существенную помощь в подготовке к переходу, что может существенно сэкономить ресурсы предприятия.

3. Использовали ли консультантов и интеграторов при подготовке к организации налогового мониторинга? В чем преимущества такого подхода?

Нам с самого начало было понятно, что переход на налоговый мониторинг представляет собой достаточно объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат. При этом на момент принятия решения о таком переходе собственная экспертиза в нашей компании отсутствовала, а налоговое законодательство содержало лишь очень общий и примерный перечень требований к потенциальным участникам новой формы налогового контроля и информационного взаимодействия.

В результате изложенного на всех этапах проекта мы активно привлекали внешних консультантов для решения целого ряда задач:
По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:

  • Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)
  • Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.

4. Как происходил переход? Какие ошибки совершили?

Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.

И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчков и не включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой. С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.

5. Первая проверка инспектором – как прошла?

Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.

В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.

6. Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?

Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден:
7. Итоги

Сегодня становится все более очевидно, что налоговый мониторинг действительно представляет собой серьезный тренд и в долгосрочной перспективе переход на него предстоит подавляющему большинству крупнейших налогоплательщиков. Поэтому на сегодняшний день мы оцениваем свое решение вступить в налоговый мониторинг как совершенно правильное и своевременное.

*За год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, должны одновременно выполняться следующие условия:

  • совокупная сумма налогов не менее 300 млн руб. (с 01.07.2021 – не менее 100 млн руб.)
  • суммарный объем полученных доходов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)
  • совокупная стоимость активов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)
Внимание!
Вебинар по налоговому мониторингу совместно с ФНС от ГК Раздолье
Бесплатный экспресс-аудит
Оценим готовность вашей компании к переходу на налоговый мониторинг.
Рассчитаем план проекта с точными сроками и стоимостью работ:

— 1 рабочий день
— Анализ документации и учетной системы
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Контакты
Адрес
Москва, проспект Мира,
д. 101, стр. 1, офис 614
Время работы офиса
Пн—Пт c 9:00 до 18:00
Сб, Вс — Выходной
Электронная почта
Евгений Грибков
Руководитель направления
8 (499) 404-06-91
Вера Пикунен
Руководитель проекта
8 (499) 404-06-91
Статусы ГК «Раздолье»
В компании разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
Входим в ТОП 5 ведущих партнеров фирмы «1С» в России, имеющих статус «Центр ERP»
Официальный
партнер «Фирмы 1С» с 2000 г
Профессиональный уровень сотрудников компании — более 150 сертификатов фирмы «1С» в области автоматизации предприятий и оказанию консультационных услуг по внедрению ПО «1С:Предприятие»
Ведущий «Центр компетенции по бюджету» и «Центр сопровождения» в Ульяновске
В 2017 году нам присвоен статус «Центр реальной автоматизации 1С»