/
Налоговый мониторинг, опыт перехода крупного предприятия
/
 

Переход на налоговый мониторинг. Опыт крупного предприятия

Евгений Грибков
Предлагаем Вашему вниманию статью о реальном процессе перехода на режим Налогового мониторинга с 2021 года, о том, как осуществлялся переход, о том какие выгоды к настоящему моменту получило предприятие.


1. Почему решили переходить? Были ли сомнения? Что окончательно убедило?Переход на налоговый мониторинг. Опыт крупного предприятия

Налоговый мониторинг — новая и достаточно молодая форма взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Появившись в 2005 году в Нидерландах в качестве эксперимента «Программа горизонтального мониторинга» оказалась весьма успешной и востребованной во многих странах как взаимовыгодный инструмент, основанный на принципиальном изменении в работе налоговых служб — переход от вертикального контроля (т.е. налоговых проверок) к горизонтальному, основанному на взаимном доверии, прозрачности и риск-ориентированном подходе.

В России применение горизонтального мониторинга было начато в 2012 году также в качестве эксперимента, а с 2015 года он получил официальный статус «форма налогового контроля» и под названием «Налоговый мониторинг» стал доступен всем налогоплательщикам, соответствующим суммовым критериям*, изложенным в п. 3 ст. 105.26 Налогового Кодекса РФ.

Однако первоначально большого интереса у российских компаний организация налогового мониторинга не вызвал. У нашего предприятия целесообразность перехода на него также достаточно долго вызывала сомнения, поскольку помимо выгод и преимуществ переход на новую форму налогового контроля имел целый ряд сложностей и недостатков:
Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по переходу на налоговый мониторинг, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.

Однако, по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга как системы внутреннего контроля к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:

1. Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.
2. Системное развитие нормативной базы по налоговому мониторингу, в том числе принятие «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р) и Директивы Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.


2. Как выстроили план перехода? Что не учли? Что можно посоветовать тем, кто только начинает этот путь?

Организация налогового мониторинга была разделена на четыре этапа, реализация которых происходила последовательно-параллельно. Ниже приведен итоговый график проекта (с учетом переносов сроков):

1 этап: Определение параметров участия

одготовительный этап, на котором были приняты ключевые решения, определившие дальнейший ход проекта:
  • Выбрана дата перехода.
  • Выбран способ информационного взаимодействия.
  • Определен подход к степени соответствия ИТ-систем и СВК требованиям налоговых органов.
Результатом этого этапа стало:
  • Формирование рабочей группы проекта, в которую вошли сотрудники бухгалтерии, внутреннего аудита, юридической и ИТ службы, а также привлеченные внешние консультанты.
  • Составление Плана мероприятий по подготовке перехода на налоговый мониторинг («Дорожной карты»), включая сроки и очередность выполнения работ.

2 этап: Диагностика ИТ-систем, систем учета, СВК

Этот этап представлял собой продолжение подготовительных мероприятий и включал в себя проведение инвентаризации и оценку на предмет соответствия требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге:
  • существующих ИТ-систем и СВК, включая анализ локальных нормативных документов,
  • существующей системы ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности и регистров налогового учета, включая оценку достаточности существующих аналитик и степени автоматизации формирования отчетности и налоговых регистров
Результатом этого этапа стала:
  • разработка перечня мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ИТ-систем, СВК, системы ведения учета и формирования отчетности с целью достижения минимально необходимого уровня, соответствующего требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге.

3 этап: Подготовка и согласование РИВ и прочих документов

Действующее российское законодательство предоставляет участникам налогового мониторинга достаточно широкий выбор используемых информационных систем, порядка доступа к ним, защиты передаваемой информации, подходов к организации внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и многих других вопросов. На выбор есть также различные форматы взаимодействия. Мы выбрали в качестве удобного для себя варианта витрину налогового мониторинга.

Поэтому данный этап являлся ключевым, т.к. здесь были определены правила и особенности взаимодействия предприятия с налоговыми органами, которых обе стороны обязаны придерживаться в процессе налогового мониторинга.

Результатом этого этапа стали согласованные с налоговыми органами проекты:
  • Регламента информационного взаимодействия с налоговыми органами (РИВ),
  • Документов о системе внутреннего контроля (СВК), предоставляемых вместе с Заявлением о организации налогового мониторинга.

4 этап: Настройка и доработка ИТ-систем, учета и СВК

Этот этап являлся завершающим и стал самым продолжительным и затратным. Мероприятия по его реализации были выделены в три отдельных проекта:
  • Нормализация налогового учета (проект бухгалтерии):
    • доработка учетных процессов,
    • автоматизация и доработка учетных систем,
    • актуализация внутренних нормативных документов.
  • Доработка СВК (проект внутреннего аудита и финансовой службы):
    • доработка внутренних нормативных документов,
    • доработка контролей и процедур.
  • Разработка аналитической Витрины данных для налогового мониторинга (проект ИТ):
    • настройка Витрины данных, подключение к ней ИФНС,
    • подготовка учетных систем к интеграции с Витриной данных.
Результатом этого этапа стало:
  • Предоставление налоговым органам доступа к информационной системе (Витрине данных), содержащей весь объем учетных данных от налоговой декларации до первичного документа, а также документов и отчетности по СВК.
В целом наш план перехода оказался правильным и эффективным, ошибку мы совершили только одну — недооценили масштаб предстоящей работы. В результате уже на подготовительном этапе год перехода на налоговый мониторинг был изменен с 2020 на 2021, а в процессе разработки Витрины данных пришлось дважды корректировать Дорожную карту для переноса на более поздний срок ее демонстрации и подключения налоговых органов.

Предприятиям, которые только задумываются о переходе на налоговый мониторинг, можем посоветовать следующее:
  • Трезво оценивать свои силы, ставить реальные сроки и задачи.
  • Помнить о том, что налоговый мониторинг базируется на открытости и взаимном диалоге. Поэтому первое, что надо сделать — обсудить свои планы с сотрудниками налоговых органов. Они готовы к общению, могут предоставить всю необходимую информацию и оказать существенную помощь в подготовке к переходу, что может существенно сэкономить ресурсы предприятия.

3. Использовали ли консультантов и интеграторов при подготовке к организации налогового мониторинга? В чем преимущества такого подхода?

Нам с самого начало было понятно, что переход на налоговый мониторинг представляет собой достаточно объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат. При этом на момент принятия решения о таком переходе собственная экспертиза в нашей компании отсутствовала, а налоговое законодательство содержало лишь очень общий и примерный перечень требований к потенциальным участникам новой формы налогового контроля и информационного взаимодействия.

В результате изложенного на всех этапах проекта мы активно привлекали внешних консультантов для решения целого ряда задач:
По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:

  • Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)
  • Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.

4. Как происходил переход? Какие ошибки совершили?

Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.

И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчков и не включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой. С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.

5. Первая проверка инспектором – как прошла?

Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.

В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.

6. Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?

Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден:
7. Итоги

Сегодня становится все более очевидно, что налоговый мониторинг действительно представляет собой серьезный тренд и в долгосрочной перспективе переход на него предстоит подавляющему большинству крупнейших налогоплательщиков. Поэтому на сегодняшний день мы оцениваем свое решение вступить в налоговый мониторинг как совершенно правильное и своевременное.

*За год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, должны одновременно выполняться следующие условия:

  • совокупная сумма налогов не менее 300 млн руб. (с 01.07.2021 – не менее 100 млн руб.)
  • суммарный объем полученных доходов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)
  • совокупная стоимость активов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)

Внимание, коллеги!

В 2023 году все участники режима Налогового мониторинга и вступающие в режим с 01.01.2024 должны организовать и протестировать интеграцию своей информационной системы с АИС "Налог-3".


Интеграция может быть осуществлена на базе решения "ГНИВЦ: Налоговый мониторинг" (дополнение к 1С:НМ, 1С:ERP.УХ, 1С:УХ 8) для взаимодействия с АИС "Налог-3".


! Обращаем внимание, что этот программный продукт ТРЕБУЕТ настройки.

Пишем, потому что наши заказчики уже столкнулись с тем, что только покупки решения для запуска недостаточно. На настройку нужно заложить ещё и ВРЕМЯ Ваших специалистов.


Также напоминаем, что при покупке модуля в ВЦ "Раздолье", настройку, подключение и тестирование обмена с ГНИВЦ (ФНС) вы получаете БЕСПЛАТНО. Тестовую передачу данных нужно осуществить до конца 2023 года.


Стоимость модуля едина у всех партнеров фирмы "1С": 1.800.000 руб.


Позвоните, чтобы связаться с нами: 8 (495) 229 44 04 info@razdolie.ru


P.S. Если вам только предстоит переход на систему Налогового мониторинга, стоимость настройки витрины для вашей компании мы рассчитаем за сутки. Достаточно заполнить любую из анкет по ссылкам ниже.



Анкета ВЦ "Раздолье"для оценки стоимости проекта по организации доступа Налогового органа к данным предприятия в рамках перехода на режим Налогового мониторинга (google.docs)



Анкета "Налоговый мониторинг: экспертное внедрение" ( на сайте razdolie.ru)

Бесплатный экспресс-аудит
Оценим готовность вашей компании к переходу на налоговый мониторинг.
Рассчитаем план проекта с точными сроками и стоимостью работ:

— 1 рабочий день
— Анализ документации и учетной системы
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Контакты
Адрес
Москва, проспект Мира,
д. 101, стр. 1, офис 614
Время работы офиса
Пн—Пт c 9:00 до 18:00
Сб, Вс — Выходной
Электронная почта
  • Евгений Грибков
    Руководитель направления
    8 (495) 229-44-04
  • Вера Пикурен
    Руководитель проектов
    8 (495) 229-44-04
Статусы ГК «Раздолье»
В компании разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
Входим в ТОП-5 ведущих партнеров фирмы «1С» в России, со статусом «Центр ERP»
Официальный
партнер «Фирмы 1С» с 2000 г
Профессиональный уровень сотрудников компании — более 150 сертификатов фирмы «1С» в области автоматизации предприятий и оказанию консультационных услуг по внедрению ПО «1С:Предприятие»
Ведущий «Центр компетенции по бюджету» и «Центр сопровождения» в Ульяновске
В 2017 году нам присвоен статус «Центр реальной автоматизации 1С»