По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:
- Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)
- Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.
4. Как происходил переход? Какие ошибки совершили?
Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.
И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчков и не включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой. С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.
5. Первая проверка инспектором – как прошла?
Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.
В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.
6. Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?
Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден: