/
Что необходимо компании для перехода на онлайн взаимодействие с налоговой службой? Автоматизация налогового мониторинга с помощью программ 1С
/
 
Налоговый мониторинг. Что необходимо компании для перехода на взаимодействие с налоговой службой онлайн? Автоматизация налогового мониторинга с помощью программ 1С
Статья подготовлена на основе материалов онлайн-конференции «Налоговый мониторинг. Что необходимо компании для перехода на взаимодействие с налоговой службой онлайн? Влияние Налогового мониторинга на работу компании», проведенной компаниями FinExpertiza и ВЦ «Раздолье» 16.12.2020
Методологическое обеспечение перехода на режим налогового мониторинга

В последнее время мы часто взаимодействуем с предприятиями, которые либо планируют организацию налогового мониторинга, либо уже начали процесс перехода на него. В процессе взаимодействия приходится решать много различных вопросов, о которых мы расскажем в этой статье.

Самое первое, с чего нужно начать, это организация и формализация системы налогового учета в организации.

Первым шагом подготовки перехода на режим налогового мониторинга должен стать анализ того, существует ли на предприятии формализованный и утвержденный альбом налоговых регистров, алгоритм формирования налоговых регистров, методика заполнения налоговой отчетности. Эти документы нужны, потому что именно они составляют важную часть обязательного для перехода на налоговый мониторинг, требуются для составления документа Регламент информационного взаимодействия (РИВ).

Второе — это уровень автоматизации системы налогового учета. Очень важно понимать: то, насколько у вас автоматизированы расчеты налогов (в первую очередь, налога на прибыль и НДС): формируются ли автоматически в информационной системе регистры налогового учета, автоматизировано ли применение раздельного учета, можно ли получить расшифровки регистров и деклараций. Налоговый инспектор в режиме витрины налогового мониторинга (или других форматов) должен иметь возможность из информационной системы (непосредственно из учетной системы или из налоговой витрины) получить все данные, позволяющие проверить корректность расчетов.

Далее встает вопрос, существует ли в организации система внутреннего контроля (далее по тексту — СВК) и система управления рисками. Для налогового мониторинга важно, насколько эти системы развиты и формализованы. Во многих предприятиях мы сталкиваемся с тем, что СВК и система управления рисками описана по отношению к основному бизнесу, скажем, в рамках системы менеджмента качества. Но для организации налогового мониторинга необходимо, чтобы эти документы распространялись и на учетные бизнес-процессы — это именно то, что требует ФНС в рамках подготовки к переходу на новый режим налогового контроля.

Наконец, важным вопросом при организации налогового мониторинга является автоматизация контрольных процедур, которые позволяют сверить данные в налоговых декларациях, налоговых регистрах, данных бухгалтерского учета. Уже сформировался устоявшийся термин «Отчеты со светофорами», который как раз описывает набор отчетов, визуализирующих контрольные процедуры. В настоящий момент не все уделяют контрольным процедурам достаточно внимания, но в дальнейшем при развитии системы налогового мониторинга роль их будет возрастать.

Подведем итог. Все вышеперечисленные требования крайне важны для перехода на налоговый мониторинг, т.к. без них невозможно организовать налоговый контроль, а большинство перечисленных выше документов в той или иной мере, входят в обязательные для перехода документы.


Реализация налогового мониторинга в решениях фирмы «1С»

Давайте начнем с обсуждения термина, который очень часто возникает при разговоре о налоговом мониторинге — что такое «налоговая витрина», или просто «Витрина».

В общем случае, Витрина налогового мониторинга состоит из нескольких частей:
  • Первая часть — интерфейс, в котором налоговый инспектор видит нужные налоговые декларации и способы их расшифровок через налоговые регистры и бухгалтерские отчеты. Это та часть, которая является типовой для большинства решений фирмы «1С». Например, если предприятие полноценно работает в программах «1С:Бухгалтерия 8», «1С:ERP», «1С:Управление холдингом», то уже сейчас в системе есть регламентированная отчётность, налоговые регистры, экспресс-проверки ведения учета и т. д.; есть возможность хранить историю по декларациям, функционал для их сравнения и расшифровки.
  • Вторая часть витрины — совокупность Рабочего места инспектора и Запросной подсистемы.

Рабочее место инспектора — интерфейс, в котором инспектор видит проверяемые декларации, способы расшифровки показателей декларации (регистры, оборотно-сальдовые ведомости и т. д.).

Запросная подсистема — это механизм формализованного взаимодействия инспектора и налогоплательщика. Если для уточнение каких-то показателей отчетности необходимо запросить у налогоплательщика дополнительную информацию, запросная система позволяет это сделать с указанием основания, конкретных показателей, анализ которых требует уточнения. Налогоплательщик должен получить запрос и в согласованный в Регламенте информационного взаимодействия срок предоставить ответ.

Рабочее место инспектора и Запросная подсистема являются специализированным функционалом, и реализованы в четырех решениях фирмы «1С»:
  • «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»,
  • «1С:Управление холдингом»,
  • «1С:ERP Управление холдингом»,
  • «1С:ERP Управление предприятием 2» (разработано ВЦ «Раздолье» на основе «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»).
Таким образом, если в организации стоит одна из выше перечисленных программ 1С, настройка Витрины налогового мониторинга сводится к организации корректного обмена между рабочей базой и Витриной, первоначальной загрузке данных в Витрину, настройке прав доступа и доработке Витрины под специфику конкретной ситуации, описанной в Регламенте информационного взаимодействия.

Если же предприятие работает в других системах, то задача усложняется и требует более тщательного анализа.


Электронный архив первичных документов.

В настоящий момент базовым требованием для перехода на Налоговый мониторинг является возможность инспектора прямо из Витрины «провалиться» до электронного образа конкретного первичного документа или Договора.

Это накладывает требованием на ведение электронного архива. Технически это несложная задача (реализуемая, например, на базе программного продукта «1С:Документооборот 8»), но она требует организационных изменений (установка и настройка сканеров, выделение людей для сканирования, выработка политики хранения документов и т. д.) и может занимать несколько месяцев.

Текущим законодательством не запрещено предоставление сканов первичных документов через телекоммуникационные каналы связи, но этот вариант является все реже используемым, и, скорее всего, согласовать его с ФНС в Регламенте информационного взаимодействия будет проблематично.

В конце статьи приведем несколько вопросов, на которые лучше ответить, если Вы планируете организацию Налогового мониторинга. Ответы помогут оценить готовность к переходу информационных систем предприятия.


Общие вопросы:
  1. Предполагаемый доступ инспектора в базу:
    а. Непосредственно в рабочую базу
    b. В Витрину налогового мониторинга (копию ИБ).
  2. Как организовано сканирование первичных учетных документов, договоров с контрагентами. Где хранятся сканы? Наличие ЭДО юридически значимыми документам.
  3. Необходимость автоматизации контрольных процедур и СВК.
  4. Наличие договоров или первичных бухгалтерских документов, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну.

Вопросы по налоговой отчетности:
  1. В каких программах ведется бухгалтерский и налоговый учет.
  2. Наличие в программах по ведению бухгалтерского и налогового учета персональных данных сотрудников.
  3. В какой программе происходит заполнение и сдача отчетов по НДС и налогу на прибыль.
  4. Отчетность по НДС:
    а. Степень автоматизации заполнения декларации, наличие доработок по заполнению декларации.
    b. Степень автоматизации расчета НДС, наличие доработок по НДС.
  5. Отчетность по прибыли.
    a. Способ расчета налоговых активов и обязательств: балансовый / затратный.
    b. Степень автоматизации заполнения отчетности, наличие доработок по заполнению отчетности.
    с. Степень автоматизации ведения налогового учета, наличие доработок в части расчета налога на прибыль и разниц.
    d. Список налоговых регистров, которые используются в организации и степень их автоматизации.

Внимание!
Вебинар по налоговому мониторингу совместно с ФНС от ГК Раздолье
Бесплатный экспресс-аудит
Оценим готовность вашей компании к переходу на налоговый мониторинг.
Рассчитаем план проекта с точными сроками и стоимостью работ:

— 1 рабочий день
— Анализ документации и учетной системы
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Контакты
Адрес
Москва, проспект Мира,
д. 101, стр. 1, офис 614
Время работы офиса
Пн—Пт c 9:00 до 18:00
Сб, Вс — Выходной
Электронная почта
Евгений Грибков
Руководитель направления
8 (499) 404-06-91
Вера Пикунен
Руководитель проекта
8 (499) 404-06-91
Статусы ГК «Раздолье»
В компании разработана и внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015
Входим в ТОП 5 ведущих партнеров фирмы «1С» в России, имеющих статус «Центр ERP»
Официальный
партнер «Фирмы 1С» с 2000 г
Профессиональный уровень сотрудников компании — более 150 сертификатов фирмы «1С» в области автоматизации предприятий и оказанию консультационных услуг по внедрению ПО «1С:Предприятие»
Ведущий «Центр компетенции по бюджету» и «Центр сопровождения» в Ульяновске
В 2017 году нам присвоен статус «Центр реальной автоматизации 1С»